Massasauga Provincial Park

географический указатель

Park or natural attraction

Второй заход под парусом

Вторая попытка пройти намеченный с месяц назад маршрут в Massassauga Provincial Park с учетом прежних ошибок. В этот раз отправились вдвоем с братом на три дня ходовых.

По прибытии к причалу первый сюрприз — на озере где прошлый раз все время дул сильный северный ветер в этот раз стоял мертвый штиль. Поплевали в воду призывая ветер и стали собирать катамаран. Уложились со сборкой в два с половиной часа и отправились.

12:30 Поднялся легкий ветерок, достаточный чтобы не спеша добраться до первой протоки, и там-то началось веселье: в узкой протоке (три корпуса катамарана), встречный ветерок силой ровно такой, чтобы не дать нам выгрести против ветра. Пришлось метров 150 «бурлачить» катамаран вдоль берега до открытой воды.

Погода по настоящему отвратительная: солнышко, едва живой ветерок доносит запах трав, кругом блестит спокойная вода. Народ катается на катерах, купается и ловит рыбку. Мы же лениво плелись вперед под обвисшими парусами, ловя малейший порыв ветра.

Captain Allen Strait (пролив метров 30 длинной и шириной метров 50) пришлось проходить опять против ветра, но там уже получилось пройти в лавировочку. В Moon Bay тоже был мертвый штиль. Оставалось только загорать и рассматривать в бинокль острова.

Ближе к вечеру ветерок малость оживился (да, да — встречный) и мы побежали шустрее — 4-5 км/ч. А вокруг.. "красата низимная". В сумерках разглядели вывеску кемпинга (#324) , причалили. Пока я устраивал лагерь, брат лихо сварганил супчик на ужин. Отлично посидели с пивом наблюдая закат. Утром решили сниматься пораньше, захватить утренний бриз.

Для тех кто захочет пройти по этим местам — ветер тут отличается завидным "постоянством" — с утра и где-то часиков до 11 дует в основном с юга на север, штиль и затем с 13 и до 17 — 18 часов в обратном направлении и снова штиль, и вновь ветерок с полуночи до утра...

День второй

Подъем в 6 утра. Побегал с фотоаппаратом вокруг, но особо разбегаться не получилось - островок сам по себе небольшой и основательно зарос лесом с густым подлеском — со штативом особо не разгуляешься.

Поднял брата, не спеша собрались, позавтракали, свернули лагерь и в 9:20 снялись - ветерок (конечно же опять встречный) был еще свежим, но постепенно стихал, мы успели пройти всего половину пути до следующей стоянки, как ветер стих окончательно. Ну совсем не везло нам в этот раз! Никакие проклятья в адрес "могучего ветра" не помогали. Антон воспользовался случаем и искупался. Вода вокруг была изумительно чистая и прозрачная. Искупаться, "нарезать пару кружков" вокруг ката в такой прохладной и замечательной водичке было не передаваемым удовольствием.

Время шло к полудню. Под слабыми порывами (угадайте какого?) ветра, помогая себе веслом и крепким словом, продолжали двигаться на север. Постепенно среди островов открылся большой просвет слева где темнели воды Georgian Bay. Там была видна отчетливая рябь на воде — ветерок гулял. Времени оставалось еще предостаточно (до стоянки идти меньше часа) и мы решили выйти в Georgian Bay — немного побегать под свежим ветром, штиль нас изрядно утомил. О да! Здесь катамаран показал как шустро он умеет бегать на свежем то ветре. Настроение у нас поднялось и даже сделали несколько фоток небольших островков пробегавших мимо.

Держали в открытое "море" рассматривая в бинокль различных пернатых на обветренных, "лысых" островках. Красота. Но вот темнеющий горизонт стал вызывать у меня некоторую тревогу, повернули назад к берегу. Не прошло и 15 минут как этот самый горизонт стал вызывать не просто смутную тревогу, а конкретную уверенность, что "опять опоздали". Мы успели только натянуть спасжилеты и пхнуть ногами все что болталось на палубе под передний обтекатель (О, мой бедный фотоаппарат!) как по нам вдарило… Мало не показалось. Тем не менее наш экипаж показал себя с лучшей стороны, да и был ли у нас выбор? Под порывами сильного, шквального ветра и сильном волнении сумели взять рифы на гроте. Из стопоров вырвало шкоты стакселя (даже не помогли контрольные узлы) и Антону пришлось их ловить. Ветер стал налегать основательно. Пришлось совсем опустить грот в кокпит и идти на одном стакселе строго по ветру. Тут завершающим драматическим мазком с неба хлынул сильный ливень. Такой вот "зарочный момент", когда каждый себе говорит — вот если выберусь, то обязательно брошу пить\курить\ругаццо матом, разведусь\женюсь. Нам такой зарок было дать просто некогда — надо было держать по ветру. Вдобавок ко всему заметил, что оторвалась оттяжка пера руля и потоком его стало поднимать, пришлось пару раз прыгать на корму и опускать перо руками. А вокруг ревел ветер и пенились бурунами волны на многочисленных камнях вокруг. Я правил следом за двумя суденышками которые торопились укрыться от ветра, ужо они то дорогу знают, думалось мне — карту смотреть было просто некогда (да и где там эта карта?). Время от времени в залитом водой кокпите проплывал GPS приемник и я разглядел нашу скорость: 19 км\час. Катамаран взлетал, козлил и зарывался совсем носом в волну до самого обтекателя вовсе останавливаясь. Адреналин стекал в штаны...

Но вот уже и берег близко, и камни вострые, все в пене прибоя. В какой-то момент удалось рассмотреть проход между рифами в спасительную бухту, где было практически полное безветрие. На очередной волне мы очень даже удачно проскользнули/впрыгнули в спасительную тишь и резво, на одном дыхании причалили к плоскому камню. Ух… За спиной - в "открытом море" ревет ветер и черные волны, а тут тишина! Только так же льет ливень. Сделали по паре глотков виски из предусмотрительно захваченной в поход фляжки (в любой водный поход с собой брать обязательно!) и согрели себя изнутри, что пришлось очень к стати.

Отдышались и осмотрелись. Катамаран оказался в порядке (если не считать лопнувшей оттяжки пера руля). Сумка с камерой и объективами оказалась мокрой и я ее просто сунул в герму (продолжался дождь) Сами были мокрые до нитки, шел пар.

Шквал постепенно уходил на юг, дождь стихал. Решили в сухую одежду не переодеваться, а идти так. Привели в порядок катамаран — распутали все что запуталось, привязали, что отвязалось и нашли таки карту. То, что показалось нам сначала бухтой, оказалось длинным проливом и мы двинули по нему (не лезть же обратно в шторм!). Волновал вопрос — а куда нас собственно занесло? Сверяясь с картой и GPSом оказалось, что нас снесло практически к самому началу дневного перехода и нам нужно идти все по новой! А что делать? Пришлось идти.

Дождь прекратился совсем, выглянуло солнышко. Мы быстро обсыхали, настроение поднималось. В наследство от прокатившегося шквала нам достался свежий ветерок (и конечно же опять встречный!), но вооруженные утренним опытом мы преодолели наш маршрут куда быстрее. Помыкались на финише в узостях проток (встречный ветер, три метра вперед и два назад), но как бы то ни было — в 16:20 мы уже были на месте нашей последней стоянки (сайт #321). Из потерь на маршруте была только одна рубашка, которая не захотела чинно и благородно сушится на козырьке кокпита, а решила с порывом ветра искупнуться, а затем и вовсе уйти на глубину.

Пристали. Разложили и развесили все промокшее сушиться. Камера и оптика пострадали не сильно — намокла в основном сумка (губчатые стенки вобрали в себя воду). Быстро сварили обедо-ужин и замечательно отобедали любуясь видами под остатки взятого с собой пива. Небо однако начинало хмурится, посверкивать и погромыхивать, в общем нехорошо себя вести. С особым тщанием установили палатку и повалили на бок разгруженный катамаран - ловить мачтой разряды молний не было никакого желания.

Решили побаловать себя чаем и тут увидали как на нас не то чтобы идет, но неудержимо накатывает дождь! Ровная стена ливня надвигалась с нарастающим шорохом, постепенно заслоняя от нас полоску леса, островки и озеро. Успели только подхватить котелок с чаем и спрятаться в палатке как вся эта махина ветра с дождем обрушилась на нашу стоянку. Знаете, а это чертовски здорово пить чай в палатке когда снаружи ее поливает дождь и треплет ветер…

И день третий

К утру развиднелось. Ветерок свежий, порывистый. Направления… да отовсюду сразу. Блин. Но в основном — встречный, как обычно. Сноровисто собрались, все-таки чай не впервой, плотно позавтракали, запечатлели себя любимых для истории и отчалили (8:40). Предстоял последний и самый длинный переход за весь наш славный поход.

Проявила себя боевая выучка — встречный ветер и узкие протоки уже не ввергали нас в уныние — слажено действуя, с бодрой песней и ясным взором наш экипаж преодолевал эти препятствия. И даже ветер, половину из оставшегося к финишу пути, был попутным! Чудо просто…

В этот день мы прошли наверное самый красивый участок похода. Недаром на крутых берегах, то тут то там среди деревьев прятались роскошные коттеджи и домики.

Часа через 3 после старта мы уже были на Pete's Place. Поход удачно завершен. Разобрали катамаран за каких-то два часа и "уставшие, но довольные" мы двинулись домой, где нас ждали щедрый стол и горячие объятия изволновавшихся родных (В Торонто тоже была сильная гроза и ветер, переволновались за нас)...

Итоги

В общей сложности набегали (согласно одометру GPS) — 52.61 километра. Это с учетом всех галсов и обходов. Средняя скорость — 5 км\ч. Катамаран вел себя отлично, грузили мы его уже с учетом прежнего опыта, так что проблем с маневрированием не было. Постепенно овладели навыком идти как можно круче к ветру с наименьшим дрейфом — прием необходимый для преодоления узостей. Конечно маленький движок силы на 2-3 не помешал бы в походе - весьма полезен в мертвый штиль или для преодоления пролива против слабого встречного ветра, но это уже наверное в следующий сезон.

Получилось записать карту маршрута GPS-трекером:

Вывод для себя: готовить катамаран (или другое какое плавсредство) следует так тщательно, словно собираешься огибать мыс Горн в штормовую погоду, даже если полное безветрие и ясное солнышко — никому не дано знать что случиться через час и что на тебя может свалиться. Нам повезло, что мы все на грузовой палубе крепко обвязали тартом и все вместе привязали к раме ката, — не сильно все промокло и ничего не смыло когда на летел шквал.